foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Главное меню

МЕНЮ

Рубрика "Родного города почетный гражданин".
ЛЕХАНОВ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ.
 Родился в 1918 г. в Южной Якутии, в семье эвенка-оленевода. Трудовую деятельность начал в 1935 г. в колхозе "Токарикан", находившемся в поселке Золотинка Тимптонского района ЯАССР. С этим поселком была связана вся его жизнь. В 1939 г. стал председателем местного Совета депутатов трудящихся. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В послевоенное время был одним из организаторов и руководителей коллективного хозяйства среди кочевых эвенков, возглавлял колхоз "Дружба". В 1971г. работал управляющим отделением совхоза "Алданский", а с организацией колхоза "Золотинка" был заместителем директора, председателем рабочего комитета колхоза. Работая на этой должности, внес большой вклад а становление и развитие совхоза "Золотинка", решение социальных вопросов тружеников села .
Награжден орденом Трудового Красного знамени, медалями "За доблестный труд в ВОВ в 1941-1945 гг.", "За строительство Байкало-Амурской магистрали". Заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР.
Первый почетный гражданин г.Нерюнгри(1978).

1

ПЕРВЫЙ!

Сто лет – золотой юбилей. Человек, который перешагнул вековой рубеж, достоин не просто уважения, а восхищения и восторга. На веку – как на долгой ниве: познаешь много радостного и интересного, пройдешь сквозь потери и разочарования. Но в этом и есть суть жизни людской. Человек, проживший целый век, непременно отождествляется с эпохой. Герой моего повествования в 2017 году тоже смог бы отметить свой вековой юбилей. Но судьба уготовила ему пройти только половину этого пути. Родные и друзья даже с полувеком не смогли его поздравить. Но сколько же всего доброго и светлого успел сделать этот человек за свои 49 лет.
Ровесник Октябрьской революции Столыпин Алексей Евлампьевич родился в городе Свободный Амурской области. Получил средне-техническое образование идо призыва в Красную Армию успел отработать 4 года на золотодобывающих приисках. Война внесла свои коррективы в жизнь каждого человека и о мирной жизни забыли все на долгие и мучительные 4 года. 15 августа 1941г. Алексей Столыпин был призван на фронтНюкженским райвоенкоматом Читинской области. Воевал в звании техника-лейтенанта в должности начальника артснабжения 209 стрелкового  полка  162 стрелковой Краснознаменной дивизии 13 Армии 1-го Украинского фронта.Пол Европы прошагал за 4 военных года, но в Армии прослужил полных 5 лет. Демобилизовался 13 августа 1946г. О том, как воевал лейтенант Столыпин можно узнать из наградного листа, подписанного командиром 209 стрелкового полка подполковником Бочковым: «Ветеран 209 CП подготовил хороших мастеров из офицерского и сержантского состава по ремонту вооружения. В июле 1943г. под городом Севск во время перебоев в подвозе боеприпасов активно руководил сбором брошенного вооружения, мобилизовывая для  этого транспорт и население, доставляя вооружение прямо на передний край.  За время «летних» боев 1943г. под городами Орел, Севск, Гомель лично отремонтировал до 30 станковых пулеметов. За октябрь-декабрь 1943г. по своей инициативе подготовил 15 расчетов танковых и 25 расчетов ручных пулеметов. Во время Дубно-Бродской компании в марте 1944г., когда пяти грузовикам «ЗИС» с боеприпасами до 5 тонн грозила опасность остаться у врага, обеспечил их переброску на артиллерийский склад дивизии. В апреле-мае 1944г. когда полк перешел в оборону, провел в полку профилактический ремонт всего оружия и его пристрелку. Снабжение вооружением, боеприпасами, ремонт вооружения, учет и отчетность выполняются отлично, что отмечено армейской комиссией 06.06.1944г. Техник-лейтенант Столыпин А.Е. достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды». Орден этот Алексей Евлампьевич получил 6 сентября 1944г., очень дорожил им и с гордостью носил. По окончании войныприказом Главнокомандующего от 09.05.1945г. был награжден медалью «За победу над Германией».Описание его заслуг в наградном листе характеризует Столыпина как человека ответственного, инициативного, не ждущего указов сверху, выполняющего свое дело на отлично. Таким он был во всем.
После демобилизации Алексей Столыпин был направлен в «Главзолото» в Москву для получения назначения на работу. Назначение получил в Алдан в трест «Якутзолото», который в свою очередь уже 8 октября 1946г. назначил его начальником участка Юна на прииске Учур. В этой должности он отработал 4 года без отпуска и практически без выходных. По мере отработки и закрытия участков в дальнейшем работал начальником участков Юртовый, Таранах. Супруга Алексея ЕвлампьевичаАлександра Николаевна в своем письме в Нерюнгриский музей делилась воспоминаниями о том, как они ехали из Гомеля в Якутию к месту назначения мужа, как переезжали с одного участка на другой, как прожили 20 лет в ставшей им родной Южной Якутии. «Чем только мы не ехали – на поезде, грузовых машинах, лошадях, оленях. Ехали в основном по рекам, от зимовья до зимовья, где можно было отогреться и напиться горячего чая. На Юне жили в общих бараках без окон. Пробоины были зашиты материалом, куда было вшито маленькое стеклышко. Печка были типа «полубочье», труба выведена через окно. Где мы только не побывали с мужем, сколько проехали тайгой. Как правило, нас сопровождали эвенки, безошибочно определяя дорогу в тайге. По пути наш обоз из 20 лошадей на реках ветром и неустойчивостью разносило в разные стороны. Толщину льда невозможно было определить глазом. Были и дымящиеся наледи, и разливы воды с нарастающим льдом на целые километры. По дороге нашли замерзшую женщину».
17 ноября 1954г.Алексей Евлампьевич был переведен в Южно-Якутскую комплексную экспедицию Читинского геологического управления на должность прораба горных работ. Затем был направлен на прииск Тырканда главным инженером.В 1954г. была основана Чульманская шахта, вернееучасток Угольный рудника Лебединый треста «Якутзолото», откуда впоследствии стал развиваться разрез «Нерюнгринский».Шахта снабжала углем Алданский и Тимптонский районы Южной Якутии. 1 марта 1956г. начальником этого участка был назначен Столыпин А.Е. С 1 января 1957г. участок стал рудником Угольный, на котором Алексея Евлампьевича назначили сначала техническим руководителем подземных работ, а с 1 марта 1958г. начальником рудника, который в дальнейшем и стал шахтой «Чульманская».
Семь лет стоял у руля этого основного угледобывающего предприятия Алексей Евлампьевич. Здесь в поселке Угольный росли и учились две его дочери. Он мало чем отличался от рабочих, хотя и был начальником шахты. Поименно знал всех своих рабочих, здоровался за руку, решал не только производственные, но жилищные и бытовые вопросы. Сегодня в Нерюнгри еще живы люди, которые лично знали Алексея Евлампьевича, работали и жили рядом с ним. Они и сегодня ездят в свой родной поселок Угольный, которого по сути уже нет, но есть их родные дома и огороды, которые они используют как дачи.
За время работы Столыпина А.Е. начальником шахта ежегодно выполняла и перевыполняла план по добыче угля. Со дня основания шахты ее добыча составляла 19700 тонн угля, а ко Дню Шахтера 1962г. горняки добыли уже 84585 тонн. Рост добычи угля составил 70%, себестоимость продукции была снижена на 16%., ежегодно увеличивался уровень механизации производственных процессов. В конце 1961г. шахта перешла на лавовый способ отработки шахтного поля, что послужило снижению расхода взрывчатых материалов и крепежного леса почти в два раза. Большое внимание Алексей Евлампьевич уделял обучению рабочих новым специальностям, поэтому многие горняки получали вторые и третьи профессии: бурильщиков, бульдозеристов, электрослесарей. Активно внедрялись рацпредложения, уделялось огромное внимание вопросам экономики на производстве, улучшению производственной и трудовой дисциплины. Но не углем единым жил Алексей Евлампьевич. При нем значительно расширился поселок Угольный. Были построены клуб, два магазина, столовая, пекарня, библиотека, детсад, больница, школа, санбытовой узел, почта-сберкасса, значительно увеличился жилищный фонд шахты и частный жилфонд.
Горняки шахты работали и на перспективу, подготавливая полигоны для открытой добычи угля. Именно шахтеры и строители Чульманской шахты начали подготовительные работы по освоению Нерюнгринского месторождения каменного угля. Это было связано с увеличением потребности в угольном топливе промышленности Алданского района и вводом в эксплуатацию Чульманской ГРЭС. В последний день лета 1963г. Южную Якутию посетил председатель Совнархоза К.В. Воробьев. В ходе его посещения было принято решение об открытии на Нерюнгринском месторождении участка открытых горных работ. И уже 3 сентября в крошечный поселок Нерюнгра из поселка Угольный отправляется бригада рабочих с прорабом Ожигановым Г.М. и колонна из 9 бульдозеров, которая вела подготовительные и строительные работы. А уже через месяц 7 октября 1963г. приказом № 132 по Чульманской шахте был образован участок Нерюнгра, исполняющим обязанности начальника участка назначен Г.М. Ожиганов. Затем временно исполняющим обязанности начальника участка был назначен Ахметшин А.М. Горняки и строители разрабатывали разрезовское поле, подготавливая его к добыче угля. 1ноября 1964г. бригадой экскаваторщиков, возглавляемой Вострокнутовым В. С., был поднят первый ковш угля с Малого карьера или разреза, так его тогда называли горняки. Первым начальником участка Нерюнгра с 1 января 1965г. был назначен Столыпин А.Е., согласно приказа по Чульманской шахте № 191 от 31 декабря 1964г. Алексей Евлампьевич не зря был назначен начальником Малого разреза. Именно его деловые качества, умение самостоятельно принимать верные решения, видение перспектив нужны были на начальном этапе становления будущегофлагман всей угледобывающей отрасли  Якутии. Супруга Столыпина А.Е. вспоминала: «Муж все время говорил, что Нерюнгра – это большое будущее Южной Якутии. Здесь со временем будет большой город, будут стоять мосты через реки, и подведена железная дорога. Все это будет из-за уникального месторождения угля».
Сегодня мечты первого начальника участка Нерюнгра стали реальностью. Они воплотились и в большом разрезе «Нерюнгринский», и в красавце-городе Нерюнгри. К большому сожалению всего этого не увидел Алексей Евлампьевич. Судьба распорядилась по-другому. Мостов через реки, о которых он мечтал, еще не было. Зимой реки преодолевались по замерзшему льду, летом – на лодках. В одну из таких переправ 6 июня 1966г. своенравная река Чульман, несшая паводковые воды перевернула лодку с восьмью горняками и членами их семей. Пятеро из них утонули вместе с Алексеем Евлампьевичем. Погибших похоронили на небольшом поселковом кладбище, недалеко от которого впоследствии будет располагаться автобаза № 1 комбината «Якутуглестрой». Алексея Евлампьевича решено было похоронить на высоком берегу реки Чульман, воздав дань уважения первому начальнику участка Нерюнгра. За могилой с голубым памятником с красной звездой ухаживали горняки и школьники.Александра Николаевна после смерти мужа вернулась к себе на родину в город Гомель, где уже учились их дочери.
Спустя 33 года благодарные потомки в лице директора разреза «Нерюнгринский» Г.Ф. Алексеева и всего трудового коллектива увековечили память первого начальника открытием ему памятника из чугуна и габбро-диорита. Памятник был торжественно открыт 27 августа 1999г. накануне Дня Шахтера. На торжество из Гомеля приехала и младшая дочь Столыпина А.Е. Лариса Алексеевна. Этот памятник не только дань уважения к заслугам первого начальника, но и символ связующей нити поколений. Здесь же было принято решение об открытии мемориала всем погибшим и умершим при строительстве Южно-Якутского производственного комплекса. Через год в День Шахтера мемориал был открыт в виде двойной арки с колоколом внутри. Это забота о человеке, о сохранении истории, которую созидают простые люди, об увековечивании памяти тех, кто своим трудом и жизнью написал яркую страницу в становлении города и Южно-Якутского комплекса. Надо уметь отдавать людям должное – и только тогда можно рассчитывать, что нас тоже будут помнить. Есть время разбрасывать камни, но приходит время их собирать. Именно поэтому, мальчишки, которые в летний период работали в подразделениях «Якутугля», собирали на берегу Чульмана камни и выкладывали ими дорожки, ведущие к памятнику Столыпина А.Е. Теперь ежегодно в свой профессиональный день горняки начинают праздничные торжества с памятника Алексею Евлампьевичу, отдавая дань уважения своему первому начальнику и всем, кто строил угольный комплекс. Лариса Алексеевна Столыпина-Смирнова в свой приезд на открытие памятника ее отцу оставила в нашем музее послание всем своим землякам-нерюнгринцам. В нем есть такие строки: «В 60-х годах мой отец, Столыпин Алексей Евлампьевич, всю свою жизнь отдавший служению этому краю прочил прекрасное будущее новой жизни на этой земле. Железная дорога, самолеты, ВУЗы, колледжи, театр, парк, музей – сказка. Об этом можно было только мечтать. Любите свой город, не оставляйте его, особенно те, кто здесь родился и вырос. Историю своего города, своего края надо знать, и хорошо, если будут помнить тех, кто эту историю начинал».
Нам не известны число и месяц рождения Столыпина А.Е. На памятнике тоже стоит только 1917 год. Но, наверное, это и не так важно. Скорее важно то, что уже 51 год после гибели первого начальника участка Нерюнгра его помнят и почитают. И нынешний День Шахтера снова начнется у его памятника.




                                                                                                Т. Рахматова – старший научный
                                                                                               сотрудник Нерюнгринского музея.

1
Дорогие друзья! 
Продолжаем рубрику герои якутии.
Колбунов Владимир Акимович(1911-1998).
 
Родился 27 июля 1911г. в переселенческом посёлке Ростовцевском Карасукской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Получил неполное среднее образование, после чего работал сначала в колхозе, затем шахтёром в Якутский АССР.
В июле 1941 года был призван на службу в РККА. С 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в Курской битве. К октябрю 1943 года сержант, командир отделения взвода пешей разведки 467-го стрелкового полка 81 стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта.
Отличился во время битвы за Днепр. В ночь на 1 октября 1943 года, находясь в составе ударной группы, переправился через Днепр в районе деревни Глушец Лоевского района Гомельской области Белорусской ССР  и принял активное участие в боях за захват и удержание плацдарма на его западном берегу. Группа приняла основной удар на себя, пока в 600 метрах переправлялись основные силы. Отразил с товарищами 6 вражеских контратак, уничтожив более 60 солдат и офицеров противника, 9 из которых уничтожил лично.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» сержант Владимир Колбунов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза  с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда"  за номером 1668.
Участвовал в Параде Победы.
После окончания войны в звании старшего сержанта был демобилизован. Проживал сначала в Якутска, где работал шахтёром, затем в Мирном, где работал экскаваторщиком в карьере трубки «Мир». Активно занимался общественной деятельностью.
Умер 6 октября 1998 года.
 
Вечная память!
1

Много лет мы породу вскрываем, каждый камень душой согреваем.

Уголь – ради него в Южной Якутии началось строительство комплекса. Уголь – сосредоточение многих интересов, центр всей работы. За углем пришла в Нерюнгри железная дорога, ради него создавались новый город, обогатительная фабрика, десятки, сотни других объектов. На берегу Тихого океана ждал Нерюнгринский уголь порт Восточный. Людей самых разных специальностей привел в необжитый ранее край тоже уголь.

Разрез «Нерюнгринский» уникален во всем. Впервые, первый, никогда раньше – эти слова смело можно отнести к нему. Пласт «Мощный» Нерюнгринского угольного месторождения начал разрабатываться более 50 лет тому назад. 29 марта 1975 г., за месяц до выхода знаменитого постановления о строительстве ЮЯТПК, горняки поселка Нерюнгра рапортовали о завершении плана девятой пятилетки. Было добыто сверх плана 197 тысяч тонн  угля. Уже к началу 1976 г. малый разрез добывал за сутки 2 тыс. тонн угля.

23 февраля 1976г. в Нерюнгри состоялось историческое событие, возвестившее о начале строительства нового мощного разреза «Нерюнгринский». Первый ковш породы из нового разреза поднимали машинист экскаватора В. К. Виншу, его помощник В.Волгутов, бригадир монтажников Н.Коновалов и водитель КрАЗа А.Кавиев. Перед тем, как высыпать первый ковш  породы в стальной кузов машины, Валентин Карлович  заявил о решимости экскаваторщиков отправить в отвал до конца первого года Х пятилетки ровным счетом -  миллион кубов горной массы. Успехи не приходят сами собой, за ними  - напряженный труд рабочих всех служб и участков. Слаженная работа тружеников разреза всегда заканчивалась успешным выполнением планов. В октябре 1977г. первую опытную погрузку породы из строящегося угольного разреза произвел импортный экскаватор «Марион-204М» с емкостью ковша 19,8 кубометров. В тогдашнем Советском Союзе такой экскаватор был смонтирован впервые.

Технический проект на строительство Нерюнгринского разреза, выполненный коллективом новосибирского института «Сибгипрошахт» был утвержден марте 1978г., завершив трехлетний этап работы проектировщиков. В соответствии с этим проектом предусматривалось строительство угольного разреза для добычи 10 млн. тонн коксующихся и 4 миллиона энергетических углей в год. По объемам горных работ (вскрыша плюс добыча угля) Нерюнгринский разрез должен был быть крупнейшим в Советском Союзе. Ежегодно здесь планировалось перерабатывать 256 млн. тонн горной массы – объем, которого еще не знали отечественные предприятия по открытой добыче угля.

26 октября 1978г. на станции Угольная уложено последнее звено Малого БАМа и отправлен первый эшелон с углем Южной Якутии. Топливо с этого дня начнут получать строители БАМа. До конца года строящийся разрез отправит его около 100 тыс. тонн. Но это было только начало. Уже в следующем 1979г. горнякам предстояло добыть около 3 млн. тонн угля.

5 марта 1979г. приказом Министерства угольной промышленности СССР о принятии  в постоянную эксплуатацию законченных строительством очередей северо-западного крыла был образован разрез «Нерюнгринский» на базе СУ-18, РСУ-4 комбината «Якутуглестрой» и малого карьера. Эта дата стала днем рождения нового разреза «Нерюнгринский».

В 1980г. была сдана в строй первая, в 1982г. – вторая очереди разреза, каждая мощностью 2,5 млн.тонн. Введенные в составе первой очереди разреза объекты были весьма скромными, а с вводом второй очереди объекты приобрели вполне промышленный вид. Введено в работу 10 единиц двадцатикубовых экскаваторов, более полутора десятков буровых станков, более 20 мощных бульдозеров, 25 единиц дорожно-строительной техники. Возросли существенно темпы работ на разрезе: ежесуточно со станции Угольная в 1983г. отгружали 13 тыс. тонн топлива. Численность трудящихся разреза в этом году составила 2075 человек, против 1037 в 1981г. Но не только численно вырос трудовой коллектив, выросли в нем качественно сами люди.

Разрез «Нерюнгринский» похож на лестницу с гигантскими ступенями. На 320 метров вглубь должны были опуститься эти ступени, чтобы достать коксующийся уголь. Три года деятельность разреза была как война на два фронта. Вскрыша и добыча – эти два слова были на устах каждого горняка. 16 июля 1983г. был поднят стомиллионный кубометр вскрышных пород.

 Готовясь достойно встретить профессиональный праздник, горняки разреза 24 августа 1984г. добыли первую тонну коксующегося угля, которую «поднял» машинист экскаватора А.С.Лебедев и отвез на склад водитель Н.И. Махнев. В этом же году была сдана в строй четвертая очередь  мощностью 2 млн. тонн и суммарная мощность составила 9 млн. тонн в год, и уже в будущем году  мощность разреза достигла 11 млн. тонн  угля в связи с вводом в строй последней пятой очереди  и проведением структурной перестройки. На строительство разреза было израсходовано около миллиарда рублей. На свою проектную мощность в 13 млн. тонн он вышел в 1986г. Но уже в начале 1987г. институтом «Сибгипрошахт» был доработан проект строительства и мощность разреза определена в 15 млн. тонн в год,  которая была достигнута в 1990г.

90-е годы – период забастовок, неплатежей, общий обвал экономики и финансов. Тогда коллектив разреза чисто психологически не смог смириться с мыслью, что отныне никто никому не обязан, потому и выдвигались требования к российскому правительству, российскому Минуглепрому о погашении задолженности по зарплате, о выделении средств на приобретение техники и оборудования. Немногочисленные, но все же забастовки, нанесли огромный ущерб. Невыпущенная продукция - упущенная выгода, удар по престижу надежного партнера и, как следствие, угроза отказа от нерюнгринских поставок. Но разрезовцы поняли, что на их угле должны работать электростанции Дальнего Востока, и что это никого кроме населения не будет волновать. Поэтому они достойно пережили шок, сделали выводы, наладили работу с партнерами. Не смотря на все трудности 21 августа 1996г. отгрузили миллиардный кубометр вскрыши.

24 мая 2000г. – новая знаменательная и историческая веха в истории разреза «Нерюнгринский» - добыта 200 млн. тонна угля. За этой цифрой стоит напряженный труд угольщиков, автомобилистов, ремонтников, обогатителей, и, конечно же, геологов, разведавших и открывших богатства южноякутской земли. 200-миллионную тонну подняли на том же борту разреза, на котором в 1964 г. экскаваторщик В.С.Вострокнутов поднял первый ковш угля из пласта «Мощный», где начинал работу малый разрез.

С 2004г. согласно долгосрочной программе  развития на разрезе началось увеличение объемов добычи угля. Для выполнения поставленных задач была проведена модернизация горной техники и оборудования, занятых в технологическом процессе. 14 марта 2006г. вышел в забой новый буровой станок “Pit Viper”. Уникальность новой горной техники заключалась в повышенной мобильности, высокой производительности. Таких высокопроизводительных и технологически совершенных машин в России было только три и  две из них работали на разрезе «Нерюнгринский». В нерюнгринском забое прошли комплексные испытания и успешно работают два дизель-гидравлических экскаватора фирмы «Комацу Майнинг Джемени» с ковшом в 36 кубометров, а также единственный в республике подъемный кран-гигант «Либхер». Таким парком современных производительных машин, собранных на одном предприятии не может похвастаться ни одна угледобывающая компания России.

С приходом нового собственника, в октябре 2007г. контрольный пакет акций «Якутугля» приобрело ОАО «Мечел», заметно изменился подход к организации производства, получили развитие новые перспективные проекты. В течение 2008г. на разрезе успешно внедрялась программа модернизации производства. У предприятия есть все возможности для движения по пути устойчивого развития. Есть запасы, хорошая материально-техническая база, и самое главное – настроенный на плодотворную работу коллектив высококвалифицированных специалистов. За  прошедшие годы разрез наработал авторитет надежного партнера, его продукция не раз завоевывала международные призы за качество. В становление и развитие разреза «Нерюнгринский» вложили труд, знание, опыт, мастерство тысячи и тысячи людей. История и благодарная память должны сохранить их имена.

 

 

                                                                              Т.Рахматова – старший научный

                                                                                   сотрудник Нерюнгринского музея.

1

Асямов Сергей Александрович (19.10.1907- 30.04.1942гг.)

Мы продолжаем рассказывать о  вкладе якутян в дело Победы.  За проявленный героизм  в годы Великой Отечественной войны 24 якутянина стали Героями Советского Союза и 1 - Героем Российской Федерации.  Асямов Сергей Александрович (19.10.1907- 30.04.1942гг.)
Родился 19 октября 1907г.в Красноярске,  в  семье рабочего.Русский.
По окончании в 1931г. Ейского  военно-морского авиационного училища проходил службу в качестве лётчика-инструктора, с 1933г. — лётчик Гражданского Воздушного флота, а с 1935г.— лётчик Ленской авиационной группы Главсевморпути.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941г.
10 августа 1941г.в составе группы бомбардировщиков Асямов участвовал в первом рейде советской авиации на Берлин.
Командир корабля 746-го авиационного полка (3-я авиадивизия дальнего действия) майор Сергей Асямов к январю 1942 года совершил 48 успешных боевых вылетов. Его экипаж сбросил на врага сто тонн бомб, причинив ему значительный урон в живой силе и технике, разбросал над территорией, занятой противником, свыше трёх миллионов листовок.
Сергей Александрович погиб, находясь в служебной командировке в Великобритании для подготовки секретного перелёта министра иностранных дел СССР В.М.Молотова с дипломатической миссией в США.
29 апреля 1942г., за несколько недель до полёта министра иностранных дел СССР, для проверки безопасности маршрута из Москвы на шотландский аэродром Тилинг (Tealing) прилетел тяжёлый бомбардировщик ТБ-7. Командир самолёта майор Асямов С.А., второй пилот майор Пусэп Э. К., штурманы капитан Романов С. М. и капитан Штепенко А. П., борттехник Золотарев А. Я. и его помощник Дмитриев С. Н.
30 апреля 1942г. британский пассажирский самолёт De Havilland (бортовой номер R2764) направился в Лондон.  В полёте неожиданно разрушился и загорелся мотор, взорвались пары бензина в топливном баке, разрушив крыло самолёта.Погибли все.  Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 20 июня 1942г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Асямову Сергею Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

1