foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Главное меню

МЕНЮ

Много лет мы породу вскрываем, каждый камень душой согреваем.

Уголь – ради него в Южной Якутии началось строительство комплекса. Уголь – сосредоточение многих интересов, центр всей работы. За углем пришла в Нерюнгри железная дорога, ради него создавались новый город, обогатительная фабрика, десятки, сотни других объектов. На берегу Тихого океана ждал Нерюнгринский уголь порт Восточный. Людей самых разных специальностей привел в необжитый ранее край тоже уголь.

Разрез «Нерюнгринский» уникален во всем. Впервые, первый, никогда раньше – эти слова смело можно отнести к нему. Пласт «Мощный» Нерюнгринского угольного месторождения начал разрабатываться более 50 лет тому назад. 29 марта 1975 г., за месяц до выхода знаменитого постановления о строительстве ЮЯТПК, горняки поселка Нерюнгра рапортовали о завершении плана девятой пятилетки. Было добыто сверх плана 197 тысяч тонн  угля. Уже к началу 1976 г. малый разрез добывал за сутки 2 тыс. тонн угля.

23 февраля 1976г. в Нерюнгри состоялось историческое событие, возвестившее о начале строительства нового мощного разреза «Нерюнгринский». Первый ковш породы из нового разреза поднимали машинист экскаватора В. К. Виншу, его помощник В.Волгутов, бригадир монтажников Н.Коновалов и водитель КрАЗа А.Кавиев. Перед тем, как высыпать первый ковш  породы в стальной кузов машины, Валентин Карлович  заявил о решимости экскаваторщиков отправить в отвал до конца первого года Х пятилетки ровным счетом -  миллион кубов горной массы. Успехи не приходят сами собой, за ними  - напряженный труд рабочих всех служб и участков. Слаженная работа тружеников разреза всегда заканчивалась успешным выполнением планов. В октябре 1977г. первую опытную погрузку породы из строящегося угольного разреза произвел импортный экскаватор «Марион-204М» с емкостью ковша 19,8 кубометров. В тогдашнем Советском Союзе такой экскаватор был смонтирован впервые.

Технический проект на строительство Нерюнгринского разреза, выполненный коллективом новосибирского института «Сибгипрошахт» был утвержден марте 1978г., завершив трехлетний этап работы проектировщиков. В соответствии с этим проектом предусматривалось строительство угольного разреза для добычи 10 млн. тонн коксующихся и 4 миллиона энергетических углей в год. По объемам горных работ (вскрыша плюс добыча угля) Нерюнгринский разрез должен был быть крупнейшим в Советском Союзе. Ежегодно здесь планировалось перерабатывать 256 млн. тонн горной массы – объем, которого еще не знали отечественные предприятия по открытой добыче угля.

26 октября 1978г. на станции Угольная уложено последнее звено Малого БАМа и отправлен первый эшелон с углем Южной Якутии. Топливо с этого дня начнут получать строители БАМа. До конца года строящийся разрез отправит его около 100 тыс. тонн. Но это было только начало. Уже в следующем 1979г. горнякам предстояло добыть около 3 млн. тонн угля.

5 марта 1979г. приказом Министерства угольной промышленности СССР о принятии  в постоянную эксплуатацию законченных строительством очередей северо-западного крыла был образован разрез «Нерюнгринский» на базе СУ-18, РСУ-4 комбината «Якутуглестрой» и малого карьера. Эта дата стала днем рождения нового разреза «Нерюнгринский».

В 1980г. была сдана в строй первая, в 1982г. – вторая очереди разреза, каждая мощностью 2,5 млн.тонн. Введенные в составе первой очереди разреза объекты были весьма скромными, а с вводом второй очереди объекты приобрели вполне промышленный вид. Введено в работу 10 единиц двадцатикубовых экскаваторов, более полутора десятков буровых станков, более 20 мощных бульдозеров, 25 единиц дорожно-строительной техники. Возросли существенно темпы работ на разрезе: ежесуточно со станции Угольная в 1983г. отгружали 13 тыс. тонн топлива. Численность трудящихся разреза в этом году составила 2075 человек, против 1037 в 1981г. Но не только численно вырос трудовой коллектив, выросли в нем качественно сами люди.

Разрез «Нерюнгринский» похож на лестницу с гигантскими ступенями. На 320 метров вглубь должны были опуститься эти ступени, чтобы достать коксующийся уголь. Три года деятельность разреза была как война на два фронта. Вскрыша и добыча – эти два слова были на устах каждого горняка. 16 июля 1983г. был поднят стомиллионный кубометр вскрышных пород.

 Готовясь достойно встретить профессиональный праздник, горняки разреза 24 августа 1984г. добыли первую тонну коксующегося угля, которую «поднял» машинист экскаватора А.С.Лебедев и отвез на склад водитель Н.И. Махнев. В этом же году была сдана в строй четвертая очередь  мощностью 2 млн. тонн и суммарная мощность составила 9 млн. тонн в год, и уже в будущем году  мощность разреза достигла 11 млн. тонн  угля в связи с вводом в строй последней пятой очереди  и проведением структурной перестройки. На строительство разреза было израсходовано около миллиарда рублей. На свою проектную мощность в 13 млн. тонн он вышел в 1986г. Но уже в начале 1987г. институтом «Сибгипрошахт» был доработан проект строительства и мощность разреза определена в 15 млн. тонн в год,  которая была достигнута в 1990г.

90-е годы – период забастовок, неплатежей, общий обвал экономики и финансов. Тогда коллектив разреза чисто психологически не смог смириться с мыслью, что отныне никто никому не обязан, потому и выдвигались требования к российскому правительству, российскому Минуглепрому о погашении задолженности по зарплате, о выделении средств на приобретение техники и оборудования. Немногочисленные, но все же забастовки, нанесли огромный ущерб. Невыпущенная продукция - упущенная выгода, удар по престижу надежного партнера и, как следствие, угроза отказа от нерюнгринских поставок. Но разрезовцы поняли, что на их угле должны работать электростанции Дальнего Востока, и что это никого кроме населения не будет волновать. Поэтому они достойно пережили шок, сделали выводы, наладили работу с партнерами. Не смотря на все трудности 21 августа 1996г. отгрузили миллиардный кубометр вскрыши.

24 мая 2000г. – новая знаменательная и историческая веха в истории разреза «Нерюнгринский» - добыта 200 млн. тонна угля. За этой цифрой стоит напряженный труд угольщиков, автомобилистов, ремонтников, обогатителей, и, конечно же, геологов, разведавших и открывших богатства южноякутской земли. 200-миллионную тонну подняли на том же борту разреза, на котором в 1964 г. экскаваторщик В.С.Вострокнутов поднял первый ковш угля из пласта «Мощный», где начинал работу малый разрез.

С 2004г. согласно долгосрочной программе  развития на разрезе началось увеличение объемов добычи угля. Для выполнения поставленных задач была проведена модернизация горной техники и оборудования, занятых в технологическом процессе. 14 марта 2006г. вышел в забой новый буровой станок “Pit Viper”. Уникальность новой горной техники заключалась в повышенной мобильности, высокой производительности. Таких высокопроизводительных и технологически совершенных машин в России было только три и  две из них работали на разрезе «Нерюнгринский». В нерюнгринском забое прошли комплексные испытания и успешно работают два дизель-гидравлических экскаватора фирмы «Комацу Майнинг Джемени» с ковшом в 36 кубометров, а также единственный в республике подъемный кран-гигант «Либхер». Таким парком современных производительных машин, собранных на одном предприятии не может похвастаться ни одна угледобывающая компания России.

С приходом нового собственника, в октябре 2007г. контрольный пакет акций «Якутугля» приобрело ОАО «Мечел», заметно изменился подход к организации производства, получили развитие новые перспективные проекты. В течение 2008г. на разрезе успешно внедрялась программа модернизации производства. У предприятия есть все возможности для движения по пути устойчивого развития. Есть запасы, хорошая материально-техническая база, и самое главное – настроенный на плодотворную работу коллектив высококвалифицированных специалистов. За  прошедшие годы разрез наработал авторитет надежного партнера, его продукция не раз завоевывала международные призы за качество. В становление и развитие разреза «Нерюнгринский» вложили труд, знание, опыт, мастерство тысячи и тысячи людей. История и благодарная память должны сохранить их имена.

 

 

                                                                              Т.Рахматова – старший научный

                                                                                   сотрудник Нерюнгринского музея.

1